Яндекс.Метрика
Выбрать страницу

Просушка дорог или сезонное закрытие дорог

Опубликован проект приказа о весеннем (просушка дорог) и летнем (проветривание дорог) ограничении движения грузового автомобильного транспорта по федеральным дорогам общего назначения. Заканчивается зима, в разгаре последний зимний месяц.  Не надо быть оракулом, впереди весна! 

Кричат скворцы
во все концы
«Весна идёт — весне дорогу!»
Василий Лебедев-Кумач 

Но как-то этот процесс приближения весенней погоды не радует перевозчиков тяжеловесных грузов. Кроме весны приближается и сезонное закрытие дорог. О  влиянии времен года на  негабаритные перевозки уже писалось не раз.

Всё как обычно!

И в этом году Росавтодор, как и в 2013 году, будет вводить временные ограничения на движение грузового транспорта по федеральным дорогам.

14 февраля (в день влюбленных…, влюбленных, наверное, в свое дорожное дело!) Росавтодор (Федеральное дорожное агентство) опубликовал проект приказа о временных ограничениях в весенне-летний период.

Просушка дорог (проект приказа) 

Как видно из названия проекта приказа ограничения будут как весенние, так и летние. Весенние ограничения будут действовать с 1 апреля по 25 июня, а летние – с 20 мая по 31 августа. Такие большие размытые сроки говорят о большой протяженности нашей страны и дорог.

«Введение весенних ограничений направлено на предотвращение снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением. Они вводятся ежегодно, так как при массовом таянии снега происходит переувлажнение грунта в теле насыпи, в результате чего снижается несущая способность конструкции дорожной одежды и под тяжестью грузовиков она начинает разрушаться значительно интенсивнее», – поясняет начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Павел Ручьев.

В летний период ограничения планируется вводить при значениях дневной температуры воздуха выше 32 градусов. Ограничения будут распространяться на транспортные средства (гружёные или порожние), следующие по федеральным дорогам с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси.

Если в северных и восточных регионах будут еще весенние ограничения, то в южных и западных уже начнутся летние.

Что положительного могут получить наши дороги от сезонных ограничений?

К эффектам от введения весенних ограничений Росавтодор относят:

  1. Закрытие проезда по дороге до момента проведения плановых работ.
  2. Повышение безопасности дорожного движения.
  3. Обеспечение сохранности дорог.
  4. Уход от дополнительных финансовых потерь, вызванных преждевременным сокращением срока службы дорожной одежды.

Пример реальной перевозки. Как перевезти груз весной? 

Представим перевозку тяжелого груза из Лесосибирска (Красноярский край) в Сочи, по расстоянию это 5 500 км, по времени выполнения маршрута что-то около 15 суток. 

И что имеет перевозчик негабаритного груза? Когда и как выполнять этот проект? 

В Сибири, там, где пройдет маршрут, дороги на весеннюю просушку будут закрыты с 14 апреля по 13 мая, а в Поволжье с 01 по 30 апреля. Значит, чтобы не попасть под ограничения автопоезд должен стартовать не позднее 15 марта, чтобы прийти на разгрузку до 01 апреля. Следующая «благоприятная» дата начала поездки не ранее 6-7 мая. 

Но здесь подстерегает «летняя» засада. В Краснодарском крае возможна жара в конце мая до +32⁰С. А вдруг больше? 

Значит ограничения. Теперь «летние». Вот так будет крутиться негабаритчик между «весной» и «летом». Однако есть луч света в конце туннеля.

«Послабления» в сезонном закрытии дорог

В пресс-службе Росавтодора сообщили, что в период весенних ограничений движения будет действовать упрощённая процедура оформления специальных разрешений (не путать с разрешениями на осуществление перевозок тяжеловесных грузов) на движение транспортных средств, чьи осевые нагрузки превышают параметры, установленные приказом.

В период сезонных ограничений подведомственное Росавтодору федеральное казённое учреждение, с территории обслуживания которого начинается маршрут движения транспортного средства, превышающего установленные приказом весовые параметры, будет  выдавать специальное разрешение на движение по всей сети федеральных дорог без согласования маршрута с другими региональными подразделениями Росавтодора и владельцами автодорог иного значения. 

При этом упрощённая процедура оформления специальных разрешений не будет распространяться на транспортные средства, весо-габаритные параметры которых выше предельно допустимых значений, определённых правилами перевозок грузов. 

За транспортные средства, у которых выявлено превышение временно установленных предельно допустимых нагрузок на ось, нужно будет заплатить определённый взнос для завершения поездки. величина взноса пока не определена. 

Когда уйдем от просушки дорог? 

Дороги на просушку в Советском Союзе и России закрывали с 1969 года и до настоящего времени. Но есть несомненные «подвижки» в вопросе, если не полного сезонного закрытия дорог, то уменьшения количества дорог, закрываемых на просушку. 

Одновременно следует отметить, что протяженность реконструируемых и усиливаемых под современные нагрузки федеральных автодорог ежегодно растет. 

Только за 2013 год протяженность дорог, допускающих проезд транспортных средств с нагрузкой на ось в 11.5 тонн, увеличилась на 910 км. 

За последние три года протяженность дорог, на которых не вводится весеннее ограничение, увеличится с  5891 км в 2010 году до 18606 км в текущем году

Тяжеловесные грузы и возмещение ущерба дорогам при их перевозке

Вопросы организации и проведения перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов постоянно находятся в центре внимания транспортных, околотранспортных и совсем не транспортных органов. Негабариты не дают спокойно жить всем ветвям нашей власти.

Законодательная ветка никак не приведет в соответствие наше российское негабаритное законодательство хотя бы с законодательством близлежащих стран, не говоря уж об интеграции с европейскими законами, регламентирующими перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Исполнительная ветвь, в лице сотрудников Росавтодора, создает новые схемы получения разрешений на перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Эти схемы вместе с системой госуслуг настолько «упрощают» процесс получения разрешений, что теперь никто не может сказать, через сколько времени реально появится у перевозчика это разрешение на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза по дорогам общего пользования. ГАИ останавливают автопоезда с негабаритами регулярно, абсолютно на всех дорогах и на каждом посту, постоянно пополняя бюджет штрафами и предписаниям. Да, впрочем не только и не столько бюджет.

Судебная власть. Что тут говорить? АПК работает исправно, то, что подлежит взысканию — будет взыскано. Протоколы о нарушениях правил перевозки тяжеловесных грузов оплачиваются регулярно, а если нет, машины поставят на «прикол» судебные приставы.

Не успели отшуметь новогодние праздники, только страна вышла из затяжного празднования, как 9 января 2014 г. вышло в свет Постановление Правительства РФ от №  12 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации”. Что же в этом документе интересного?

Транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов?

В данном Постановлении впервые в нашем законодательстве определено, какие транспортные средства теперь надо называть как транспортные средства, осуществляющие перевозку тяжеловесных грузов.

Под транспортным  средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов  понимается транспортное средство, в том числе специализированное и специальное транспортное средство (автопоезд), масса которого с грузом или без груза превышает допустимые массы и (или) допустимые осевые нагрузки, установленные:  

1) Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом 

2) Решением о временном ограничении движения транспортных средств  

3) Запрещающими дорожными знаками «Ограничение массы» и (или) «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».

Наиболее интересный это пункт 2. Его можно трактовать так, что сезонные ограничения на провоз негабаритных грузов  были, есть и будут. То есть, традиционно, весной будут закрываться дороги на «просушку» а  жарким летом на «проветривание», вне зависимости от того, будет браться плата за ущерб или нет.

Ведь если плата за ущерб взимается, и эта плата идет на содержание дорог и поддержание их в проезжем состоянии, то почему надо тогда закрывать дороги? Наверное, все-таки сезонное закрытие дорог есть фактор не экономический, не транспортный, не дорожный, а лежащий где-то в стороне от транспорта и дорог. По крайней мере, вдали от того транспорта, на котором работают перевозчики негабаритных грузов и дорог, по которым перевозятся крупногабаритные и тяжеловесные грузы.

Тяжеловесные грузы и методика расчета ущерба дорогам

Установлена методика расчета вреда вреда, причиняемого федеральным дорогам общего назначения транспортным средством, перевозящим тяжеловесные грузы. При расчете учитываются:

  1. величина превышения значений допустимых осевых нагрузок и массы транспортного средства, в том числе в период введения временных ограничений движения по автомобильным дорогам  
  2. тип дорожной одежды,
  3. значение автомобильной дороги,
  4. расположение автодороги на территории России.

Правила возмещения ущерба 

Внесены изменения и скорректированы правила возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам общего назначения транспортным средством, перевозящим тяжеловесные грузы.  Введение новых правил возмещения ущерба приведут, по мнению Правительства,  к увеличению размера компенсаций, собираемых на дорогах. 

Что такое делимый и неделимый груз 

Внесены изменения в Правила перевозки грузов автотранспортом.

Если ранее трактовалась, что делимый груз – груз, занимающий два или более грузовых места. И все. И ни каких иных характеристик делимости или неделимости груза не указывалось. 

Теперь же Правила перевозки предусматривают, что делимый груз размещается на транспортном средстве так, чтобы общая масса транспортного средства с грузом не превышала 40 тонн.

Делимый груз на автопоездах в составе 3-осного тягача и 2- или 3-осного полуприцепа, перевозящего 40-футовый контейнер ISO, при этом размещается так, чтобы общая масса транспортного средства с грузом не превышала 44 тонны, а осевая нагрузка не превышала 11,5 тонны. 

Все поправки вступают в силу с 01 января 2015 года. 

Более детально вопросы методики расчета вреда и правил возмещения ущерба будут рассмотрены на страницах блога чуть позже.

Просушка дорог и грачи прилетели — приметы весны

Ежегодно весной в Россию прилетают грачи, а автомобильные дороги закрываются на просушку. Две весенние приметы: одна радостная, а вторая – как сказать и кому как! Просушка дорог весной в России ежегодно, это временные ограничения допустимой нагрузки на ось (от 4 до 6 тонн). Вряд ли этот год будет приятным исключением из предыдущих 44 лет просушки.

Когда началась просушка дорог? 

Если грачи прилетают к нам регулярно с 1871 года, а точнее наблюдать за этим стало модно со времен одноименной картины Алексея Саврасова, то впервые дороги СССР закрыты на просушку в далеком 1969 году. Цель временного сезонного закрытия дорог в то и нынешнее время одна – сохранить дороги и дорожные сооружения в весенний период от безжалостных нагрузок на них  автомобилей. 

Но если посмотреть на структуру перевозок, то получится, что в СССР автомобильным транспортом перевозили 40% народнохозяйственных грузов, а в настоящее время 65%. И потом, в условиях единого  экономического  механизма, каким был Советский Союз, решить проблему просушки можно было просто: одним звонком из …кома (райкома, обкома) в другой ком… (комитет по транспорту того же обкома). Это и сейчас можно решить. Но не всем. И не всегда. И не бесплатно. 

Вот хорошо железнодорожникам. Пока хорошо! А вдруг решат закрыть железнодорожное полотно на просушку. А заодно и речные пути прикрыть на летнее сезонное  обмеление… а морские на сезонное осеннее заштормление…

Делимые и неделимые грузы

Итак, вряд ли 2013 год станет исключением. Разумеется, движение по дорогам не прекратится, но на них введут временные ограничения по максимально допустимой нагрузке на ось транспортного средства. С одной стороны – это необходимо для предотвращения повреждения дорожного покрытия большегрузными автомобилями, а с другой – негативно  сказывается на организации грузоперевозок, так как выполнение большинства проектов по перевозкам крупногабаритных и тяжеловесных грузов становится попросту невозможным. 

Вот и получается, весна — радость и грусть одновременно! Грусть от того, как выполнить взятые на себя обязательства доставить негабаритные грузы для Заказчиков в срок. Радость, что не на целый год. 

Хорошо, если для перевозки предъявляются делимые грузы. Их можно разделить и можно возить на более легком транспорте, не нанося ущерб дорогам. Правда это ведет к росту расходов транспортных компаний. Но кто их считал?! Но крупногабаритные и тяжеловесные грузы, в подавляющем большинстве неделимые. Ведь поэтому они и негабаритные. А как с ними быть?  

Опять с тоской смотрим на знаки ограничений. Впереди апрель и май, а значит  начинаются проблемы. На государственном языке они обозначены как  «Просушка дорог». Не пускаясь в дебри обсуждения этих постановлений, оставим препирания с властью профсоюзам, если вдруг таковые  реально существуют в нашей стране (Шмаков и компания ФНПР, не в счет!).

Транспортный налог и просушка дорог

Компания по организации перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов понимает, что, поставив  тралы на стоянку, можно уже и не дождаться, когда «высохнет дорога». Техобслуживание простаивающего автопарка, офисные расходы, зарплата сотрудникам – этого никто не отменял. Да и налоги надо платить. 

Кстати, о налогах, за  пользование  дорогами, в казну государства  регулярно поступают деньги в виде транспортного налога. И даже вовремя, так называемой просушки, аккуратно начисляют налог. 

Получается замкнутый круг — компания платит за транспорт, но пользоваться им не вправе. И этот  беспредел  на государственном уровне существует уже который год, сколько копий сломано на эту тему, а воз и ныне там.

Кстати, когда на возах поклажи  возили, тоже, наверное, была  просушка дорог и платили возничие каждому боярину. Как впрочем и сейчас, каждому боярину на каждом посту!

Платные дороги будут стоить 1—5 рублей за километр

Тариф за проезд по платным дорогам в России будет варьироваться от 1 до 5 рублей за километр, заявил в интервью каналу «Вести» министр транспорта Игорь Левитин. Он уточнил, что строительство платных трасс начнется во втором квартале 2010 года.

По словам министра, плата за проезд будет зависеть от сложности дорожного участка и типа транспортного средства. Левитин также сообщил, что при выборе «Автодором» подрядчика для строительства дороги, предпочтение будет отдаваться компаниям, которые предложат наименьшую стоимость проезда.

Кроме того, Левитин подчеркнул, что его министерство придерживается законной нормы, согласно которой платные участки дорог должны иметь альтернативу. Однако еще месяц назад 20 ноября 2009 года Министерство транспорта со ссылкой на министра транспорта Игоря Левитина поддержало предложение Минэкономразвития об отмене обязательной альтернативы для платных автотрасс .

Министр уточнил, что его ведомство поддерживает инициативу Минэкономразвития в целом, но каждый случай отмены альтернативности будет рассматриваться отдельно.

Напомним, что в октябре заместитель министра экономического развития Андрей Клепач , что обязательное наличие альтернативных бесплатных дорог замедляет ввод в эксплуатацию платных магистральных трасс.