Яндекс.Метрика
Выбрать страницу

Тяжеловесные грузы и возмещение ущерба дорогам при их перевозке

Вопросы организации и проведения перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов постоянно находятся в центре внимания транспортных, околотранспортных и совсем не транспортных органов. Негабариты не дают спокойно жить всем ветвям нашей власти.

Законодательная ветка никак не приведет в соответствие наше российское негабаритное законодательство хотя бы с законодательством близлежащих стран, не говоря уж об интеграции с европейскими законами, регламентирующими перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Исполнительная ветвь, в лице сотрудников Росавтодора, создает новые схемы получения разрешений на перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Эти схемы вместе с системой госуслуг настолько «упрощают» процесс получения разрешений, что теперь никто не может сказать, через сколько времени реально появится у перевозчика это разрешение на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза по дорогам общего пользования. ГАИ останавливают автопоезда с негабаритами регулярно, абсолютно на всех дорогах и на каждом посту, постоянно пополняя бюджет штрафами и предписаниям. Да, впрочем не только и не столько бюджет.

Судебная власть. Что тут говорить? АПК работает исправно, то, что подлежит взысканию — будет взыскано. Протоколы о нарушениях правил перевозки тяжеловесных грузов оплачиваются регулярно, а если нет, машины поставят на «прикол» судебные приставы.

Не успели отшуметь новогодние праздники, только страна вышла из затяжного празднования, как 9 января 2014 г. вышло в свет Постановление Правительства РФ от №  12 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации”. Что же в этом документе интересного?

Транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов?

В данном Постановлении впервые в нашем законодательстве определено, какие транспортные средства теперь надо называть как транспортные средства, осуществляющие перевозку тяжеловесных грузов.

Под транспортным  средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов  понимается транспортное средство, в том числе специализированное и специальное транспортное средство (автопоезд), масса которого с грузом или без груза превышает допустимые массы и (или) допустимые осевые нагрузки, установленные:  

1) Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом 

2) Решением о временном ограничении движения транспортных средств  

3) Запрещающими дорожными знаками «Ограничение массы» и (или) «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».

Наиболее интересный это пункт 2. Его можно трактовать так, что сезонные ограничения на провоз негабаритных грузов  были, есть и будут. То есть, традиционно, весной будут закрываться дороги на «просушку» а  жарким летом на «проветривание», вне зависимости от того, будет браться плата за ущерб или нет.

Ведь если плата за ущерб взимается, и эта плата идет на содержание дорог и поддержание их в проезжем состоянии, то почему надо тогда закрывать дороги? Наверное, все-таки сезонное закрытие дорог есть фактор не экономический, не транспортный, не дорожный, а лежащий где-то в стороне от транспорта и дорог. По крайней мере, вдали от того транспорта, на котором работают перевозчики негабаритных грузов и дорог, по которым перевозятся крупногабаритные и тяжеловесные грузы.

Тяжеловесные грузы и методика расчета ущерба дорогам

Установлена методика расчета вреда вреда, причиняемого федеральным дорогам общего назначения транспортным средством, перевозящим тяжеловесные грузы. При расчете учитываются:

  1. величина превышения значений допустимых осевых нагрузок и массы транспортного средства, в том числе в период введения временных ограничений движения по автомобильным дорогам  
  2. тип дорожной одежды,
  3. значение автомобильной дороги,
  4. расположение автодороги на территории России.

Правила возмещения ущерба 

Внесены изменения и скорректированы правила возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам общего назначения транспортным средством, перевозящим тяжеловесные грузы.  Введение новых правил возмещения ущерба приведут, по мнению Правительства,  к увеличению размера компенсаций, собираемых на дорогах. 

Что такое делимый и неделимый груз 

Внесены изменения в Правила перевозки грузов автотранспортом.

Если ранее трактовалась, что делимый груз – груз, занимающий два или более грузовых места. И все. И ни каких иных характеристик делимости или неделимости груза не указывалось. 

Теперь же Правила перевозки предусматривают, что делимый груз размещается на транспортном средстве так, чтобы общая масса транспортного средства с грузом не превышала 40 тонн.

Делимый груз на автопоездах в составе 3-осного тягача и 2- или 3-осного полуприцепа, перевозящего 40-футовый контейнер ISO, при этом размещается так, чтобы общая масса транспортного средства с грузом не превышала 44 тонны, а осевая нагрузка не превышала 11,5 тонны. 

Все поправки вступают в силу с 01 января 2015 года. 

Более детально вопросы методики расчета вреда и правил возмещения ущерба будут рассмотрены на страницах блога чуть позже.